Понедельник, 29.04.2024, 16:49
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Опрос "Коррупция"
Вам случалось бывать жертвой коррупции?
Всего ответов: 77
Опрос "Оценка"
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Форма входа
Kazakhstan Today
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Казинформ
Главная » Файлы » Мои файлы

Министр образования назвал лучший способ искоренить коррупцию в вузах
16.12.2013, 16:59
В 2014 году в государственных вузах Казахстана введут наблюдательные советы для системного решения проблемы коррупции, заявил министр образования и науки РК Аслан Саринжипов, отвечая в программе телеканала КТК "Слуги народа" на вопросы Артура Платонова.

Министр образования отметил, что это делается в первую очередь для искоренения коррупции в вузах.

"У вузов должна быть самостоятельность, если мы работаем в рыночной системе. Но автономия не означает полную свободу, это повышение ответственности. Здесь нужны определенная культура и механизм контроля качества. В развитых странах это решается через систему аккредитации, вузом управляет совет, ректор выступает в роли менеджера, перед которым ставят задачи, и потом совет оценивает его работу. В Казахстане вузы находятся в системе госпредприятий, ректор отвечает перед министерством, и у него очень широкие полномочия. Сейчас будет вводиться коллегиальная система принятия решений в вузах. Вероятность принятия правильных решений при такой системе гораздо выше. И это также способствует открытости и борьбе с коррупцией", - сказал А. Саринжипов.

Министр подчеркнул, что проблема коррупции в казахстанских вузах имеет системный характер. И через введение этих механизмов необходимо этот вопрос решать.

"Если коррупция в среднем образовании, там, в основном, между собой контактируют родители, а также учителя и директор школы. Дети в этом не участвуют. В вузе, когда студент приходит и, допустим, платит за экзамен, он получает самый главный урок в своей жизни. Первое - это то, что легко можно решить какие-то вопросы. Второе - то, что система продажная, и он может тоже самое делать, когда закончит вуз, и потом это мультиплицируется в других сферах. Поэтому вопрос о коррупции в системе высшего образования - это очень важный системный вопрос. И мы должны его решать системно, через новую структуру управления, большую открытость и общественный контроль попечительского совета за деятельностью руководителей вузов.

В ходе беседы были озвучены факты скандалов в Кокшетауском и Кызылординском университетах, профессоры которых обвиняют ректоров в финансовых махинациях, негативной кадровой политике, присвоении наград.

"Я сейчас получаю очень много жалоб по этому поводу из университетов, - сказал министр. - С национальными вузами ситуация получше, это большие вузы, они на виду. А вот с региональными вузами есть вопросы, они далеко от столицы. Если ректор, "продвинутый" человек, то работает хорошо. В случае каких-то проявлений мы не можем проконтролировать. А если будет наблюдательный совет, там будут представители местных органов власти, бизнеса, общественности. Преподаватель, если его обидели, может поднять этот вопрос на ближайшем совете, обратиться в этот орган и защитить свои права. В 2014 году планируем по всем госвузам ввести наблюдательные советы. У нас более 50-ти государственных вузов, и мы работаем над нормативной базой с тем, чтоб создать наблюдательные советы и дать им нормальные полномочия. В будущем ректор свою работу и свои планы будет координировать с наблюдательным советом, который будет давать оценку работе ректора. И финансовые решения тоже будет принимать наблюдательный совет".

Что касается поборов с родителей в общеобразовательных школах, отметил министр, по закону государственная школа не вправе требовать каких-либо оплат с родителей.

"Если нужны какие-то дополнительные средства на праздники, проведение мероприятий, это всё должно решаться только с ведома родителей. Среднее образование у нас предоставляется всем бесплатно", - сказал А. Саринжипов.

Казахстанские государственные вузы получат автономию, заявил Саринжипов.

"Мы говорим об автономии вузов, чтобы готовить кадры, и вузу не сверху министерство будет говорить, каких специалистов готовить. А самое главное - это содержание программ, чему нужно научить будущего специалиста, вузу нужно будет определять самостоятельно. И если мы посмотрим на развитые страны, там эта система выстроена, и принцип академической свободы достаточно сильно защищен. Профессор, как профессионал, имеет право самостоятельно определять содержание своего курса. Он участвует в конференциях, делает научные проекты, следит за новыми знаниями и, пропустив через себя эти знания, может сразу приносить в класс, совершенствовать содержание своего курса каждый семестр. И поэтому там система образования идет в ногу с изменениями в экономике и новыми знаниями".

С введением автономии каждый вуз будет иметь свою стратегию, распределять ресурсы, направляя их на более успешные факультеты и сокращая менее успешные.

"Наша система образования сегодня сохранила принципы плановой экономики. Мы, министерство, сейчас по сути - госплан по образованию. Внедрение новых программ, новых знаний сопряжено с длительными процедурами их утверждения, в ходе которых эти знания успевают устареть. Элемент автономии нужно внедрять, чтобы наша вузовская система могла двигаться в ногу со временем. Образованию в целом нужно развитие, мы не можем остановиться на месте. Мы попали в список 50 стран, теперь нам нужно двигаться дальше - в число 30. И чем выше вы поднимаетесь, тем сильнее конкуренция. Для этого нам нужно развиваться, нам нужны нововведения" - сказал министр.

Категория: Мои файлы | Добавил: ErlanB
Просмотров: 492 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]